Конструктивные особенности пандусов для инвалидов

Людям с ограниченными возможностями нужны специальные приспособления для свободного перемещения. Пандус является одним из основных способов для этой группы населения получить доступ в административные, учебные и лечебные учреждения, магазины, театры, кафе и иные общественные здания.

Что такое пандус

Это специальная конструкция, представляющая собой наклонную плоскость (спуск или настил), соединяющая две горизонтальные поверхности, находящиеся на различных уровнях. Пандусы предназначены для спуска/подъема детских и инвалидных колясок. Иногда такие устройства называют аппарелями. В последнее время пандусы, которые делают города более доступными для инвалидов, устанавливаются повсеместно.

Граждане, относящиеся к маломобильным категориям, не всегда проинформированы о том, что их право на свободу перемещений закреплено законодательно. Согласно законам, инвалиду должна быть предоставлена возможность выходить из своей квартиры. Для этого необходимо монтировать пандусы. Даже самый обычный пандус значительно облегчит жизнь инвалидам с ограниченной возможностью передвижения.

Сущность конструкции

По своей сути пандус представляет наклонную плоскость между двумя горизонтальными площадками, по которой может перемещаться транспортное средство колесного типа малых размеров. Такие конструкции необходимы для перемещения детских колясок и тяжелых хозяйственных сумок с колесиками, но основное назначение — возможность самостоятельного передвижения людей с ограниченными возможностями на инвалидной коляске. Если обычный человек спокойно перемещается вверх и вниз по лестнице, то на коляске сделать это без посторонней помощи невозможно. Эту проблему и решает пандус.

Какие требования предъявляются к обустройству пандусов? Наиболее важные требования и нормы регламентирует соответствующий ГОСТ. Эти требования направлены на решение основных задач: обеспечение безопасности и комфортного перемещения инвалида на коляске без посторонней помощи. В качестве важнейшего параметра выделяется угол наклона площадки, который ответственен за безопасность при спуске и возможность подъема. Не менее важным можно считать ширину дорожки — она должна позволять использование любой стандартной коляски.

Требования по безопасности аналогичны требованиям, предъявляемым к лестницам. Во-первых, площадки должны иметь необходимую прочность и выдерживать с большим запасом человека с коляской (чаще всего нескольких людей). Кроме того, безопасность любых конструкций для подъема немыслима без установки ограничительных перил. Поручни для инвалидов на пандусе также должны соответствовать ГОСТ и в полной мере удовлетворять нормам безопасного перемещения человека (в т. ч. ребенка).

Что такое пандус?

ПАНДУС – это наклонная поверхность для вертикального перемещения инвалидов на креслах-колясках, пешеходов с детскими колясками и других категорий населения (рис. 9.1).

Пандус всегда состоит из трех частей:

1 – горизонтальная площадка в начале пандуса;

2 – наклонная поверхность пандуса;

3 – горизонтальная площадка в конце пандуса.

Одна из самых распространенных ошибок проектирования пандуса заключается в том, что архитекторы либо забывают предусмотреть горизонтальную площадку в начале пандуса, либо ее размеров недостаточно, чтобы на инвалидной коляске подъехать к началу наклонной части пандуса. А ведь тогда и воспользоваться этим пандусом инвалид не сможет!

Размеры площадки в конце пандуса должны обеспечить возможность полностью горизонтального размещения на ней кресла-коляски. Это обеспечит стабильное и безопасное положение коляски, при котором инвалид может убрать руки с колес и освободить их для других действий (достать ключ из кармана, открыть дверь и т.п.).

Как установить пандус бесплатно

Самостоятельно устанавливать пандус нельзя. Монтаж изделия должен осуществляться с соблюдением требований различных технических регламентов. Кроме того, нужно иметь разрешительные документы на само изделие и установку от руководителя организации, отвечающего за обеспечение обслуживания данного подъезда.

В 2013 г. были внесены поправки в Жилищный кодекс, согласно которым теперь нет необходимости получать согласие 2/3 жильцов на установку пандусов в многоквартирных домах.

Подача и образец заявления на установку

Чтобы бесплатно установить пандус в подъезде, нужно написать заявление в ЖЭК или управляющую компанию. По жилищному законодательству вопросы содержания и эксплуатации крыльца подъезда относятся к ведению жилищно-эксплуатационных управлений и ТСЖ.

Заявление нужно написать на имя начальника организации в 2 экземплярах.

Документ должен содержать:

  • просьбу установить пандус (подъезд, лестница);
  • информацию о модели пандуса (стационарный, откидной).

Отправить заявление можно заказным письмом с уведомлением или вручить лично. По закону заявление рассматривается в коммунальной организации в течение 30 дней, после чего выносится решение.

Подача и образец жалобы

Отказать в установке могут по причине узких лестничных пролетов (менее 2,5 м). Однако в этом случае возможна установка откидного пандуса. Если согласие не получено, то следует писать заявление о нарушении прав ответственным лицом в надзорные и правозащитные органы и организации:

  • жилищную инспекцию;
  • общество по защите прав потребителей;
  • прокуратуру района;
  • органы местного самоуправления.

К жалобе следует приложить исходное обращение, бумагу с отказом. Обжаловать действия или бездействия должностных лиц можно в суде. В случае, если решение суда не устраивает, можно подать апелляционную жалобу в течение месяца со дня принятия решения суда.

Подача документов онлайн

Подать заявление онлайн в ЖКХ можно через портал Госуслуги, если такая опция доступна в регионе заявителя. На сайте принимаются и рассматриваются не только просьбы граждан, но и жалобы. Для этого нужно зарегистрироваться на портале.

Пандусы для инвалидов: размеры, требования по ГОСТ, монтаж своими руками

Наличие пологих спусков на входах обеспечивают людям с ограниченными возможностями передвижения свободный доступ в жилые и общественные здания наравне со здоровыми людьми. Поэтому такие конструкции должны создавать все необходимые условия для свободного подъезда без каких-либо ограничений.

Читайте также:  Высота, ширина и длина ступени лестницы по ГОСТ

Согласно существующим нормативам, каждое здание общественного пользования должно иметь хотя бы один вход, оборудованный специальной наклонной поверхностью, которую называют пандус, для проезда инвалидных колясок.

За последние годы в Российской Федерации этим вопросам уделяется большое внимание со стороны законодательных структур. Принятые законодательные нормативы содержат статьи, требующие обязательного строительства специальных конструкций и сооружений для возможности передвижения людей, находящихся в инвалидных колясках.

Существующие виды пандусов

По конструктивным вариантам установки все пологие спуски можно разделить на стационарные и съемные, предназначенные для временного пользования. Стационарные сооружения могут иметь капитальную фиксированную или откидную конструкцию. Неподвижные пандусы для инвалидов в общественных зданиях устанавливают на входах, подъемах на первый этаж и в местах общего пользования.

Откидные системы используют в подъездах или на других лестничных спусках небольшой ширины и длины. В этих случаях поворотные пандусные листы или рамы устанавливаются вертикально у стены, закрепляются защелкой и опускаются в рабочее положение только при необходимости проезда инвалида.

Телескопический пандус.

Съемные модели применяются в качестве мобильных съездов для установки в любом месте при необходимости. Наиболее распространены три переносные конструктивные версии:

  1. телескопические пандусы для инвалидов, с возможностью регулировки по длине;
  2. раскладные рамповые, отличающиеся набольшим весом;
  3. складываемые в рулон ролл-пандусы, легко помещающиеся в багажнике легкового автомобиля.

Рампа.

В качестве отдельной разновидности следует упомянуть о выдвижных конструкциях, установленных на общественном транспорте. Привести в действие такое устройство можно путем простого нажатия кнопки или это сделает водитель транспортного средства со своего места.

Ролл пандус.

Конструкции стационарных спусков

Капитально установленным пандусом для инвалидных колясок называют строительную конструкцию из бетона, каменных материалов или металла, имеющую ровную поверхность с нормативным углом наклона. В верхней и нижней точке такого сооружения расположены горизонтальные площадки для возможной остановки после спуска или подъема. Они значительно облегчают процесс пользования наклонным подъездом.

Требования норм и правил определяют монтаж пандусов во всех случаях несовпадения горизонталей примыкающих поверхностей более 50 мм. При перепаде высот более 200 мм конструкция должна состоять из трех основных элементов:

  1. верхней горизонтальной платформы;
  2. наклонного спуска для перемещения;
  3. нижней площадки или ровной прилегающей поверхности с твердым покрытием.

Размеры остановочных платформ и ширина пандуса должны соответствовать габаритам выпускаемых колясок. В случае длины наклонного спуска более 9 метров, предусматривается промежуточная поворотная площадка, от которой начинается второй маршевый подъем.

При разнице меньше 200 мм, горизонтальные платформы не устанавливаются, а конструкция проезда представляет собой упрощенный перекатный мостик. В отдельных случаях при крайне стесненном пространстве допускается возведение винтовых сооружений или установка механических подъемников.

Дорожка и площадки с внешней стороны должны ограждаться устойчивыми перилами с нормируемой высотой. Для обеспечения устойчивости стационарный пандус, как и любая капитальная строительная конструкция, должен иметь опорный фундамент, способный нести данную весовую нагрузку.

Действующие строительные нормы

Требования к конструкции пандусных спусков для передвижения инвалидных колясок определяются тремя действующими документами:

  • СНиП 35-01-2012;
  • Свод Правил ;
  • ГОСТ Р 51261-99.

В СНиП подробно изложены все конструктивные требования к размерам пандусов для инвалидов при стационарных условиях монтажа. Указаны необходимые углы наклона маршей, их ширина, предельная длина, размеры площадок и дополнительные установочные элементы в виде перильных ограждений, страховочных бортиков и другого.

Свод Правил (СП) — это более актуальная расширенная редакция СНиП. Указанные в нем нормативы несколько отличаются в сторону уменьшения углов наклона пандусной дорожки и ее предельной длины, увеличения ширины проезда и габаритов площадок, устройства дополнительных элементов для обеспечения большей безопасности и удобного пользования.

Однако следует учесть, что СНиП законодательно выше по техническим указаниям, чем СП. Поэтому, если в технических условиях и проектной документации не оговаривается выполнение работ по требованиям Свода Правил, то выполняются обычные нормативы.

Технология обустройства пандуса

Такие конструкции применяются для реализации заезда или съезда в гараж. Выполняются они по технологии заливки бетона под углом. Сделать пандус можно несколькими способами, наиболее распространенные из которых два нижеописанных.

Первый вариант подходит для тех, у кого есть возможность заказать или приготовить большое количество бетона за один подход. В таком случае более рентабельно обустроить комплексную опалубку для всего пандуса сразу. Делается она очень просто. На вымощенную заранее подушку (под наклоном до 5 см на 1 метр) заливается небольшой слой обычной бетонной смеси. Поверх полученного основания укладывается армирующая сетка.

Далее собирается опалубка, которая представляет собой поперечные ячейки из доски, фанеры или другого материала. Фактически по краям будущего пандуса устанавливаются две направляющие под нужным углом, а между ними на расстоянии около полуметра друг от друга монтируются перемычки.

После заливки такой формы полужидким раствором поверхность выравнивается. При этом маяками будут служить и направляющие, и перемычки, если они установлены с надлежащей аккуратностью. Когда бетон схватывается, перемычки убираются, а оставшиеся щели заливаются обычным жидким раствором.

Второй способ подходит в случаях, если нет возможности обеспечить для заливки бетона под углом большой объем раствора, а также не доступна ячеистая опалубка. Чтобы залить пандус для гаража, можно воспользоваться временной опалубкой. Она устанавливается в виде прямоугольной рамки, длина которой будет соответствовать ширине пандуса, а ширина составляет около полуметра.

Технология обустройства пандуса

Установив такую конструкцию в точке начала будущего пандуса, ее заливают под углом бетоном соответствующей консистенции и разравнивают. Когда смесь застынет, опалубка демонтируется и устанавливается далее по площади пандуса, затем операция повторяется. Таким способом можно обустроить площадку под уклоном практически любой длины без каких-либо серьезных объемов материала и оборудования.

Обширный ассортимент опалубки, позволяющей выполнять эти и другие работы, представлен в нашем каталоге. Мы предлагаем как одноразовую, так и надежную сборную опалубку, которую можно использовать многократно. При необходимости возможна аренда оснастки.

Технология обустройства пандуса

Пандусом называется специальная плоская конструкция, состоящая из одной сплошной или двух параллельных наклонных площадок, с помощью которой соединяются горизонтальные поверхности, расположенные на разных высотах относительно земли. Откидной пандус для детских колясок или инвалидных кресел удобен тем, что комфортное перемещение по нему достигается за счет наклона под определенным углом к земле. Для движения вверх помимо полозьев для колес обязательно монтируются перила, держась за которые человек в инвалидном кресле сможет подняться наверх.

Читайте также:  Как изготовить лестницу из профильной трубы своими руками

Технология обустройства пандуса

Заезд из бетона – как сделать пандус своими руками

4 фев 2015,

Пандус – это заезды, выполненный под уклоном для различного рода легких колесных средств – инвалидных кресел, колясок, велосипедов. Пандус не существует отдельно – он дублирует лестницу.

Пандус должен иметь небольшой уклон, чтобы по нему могу подняться даже инвалид в кресле без привода. Поверхность пандуса должна быть ровной, без ям и бугорков, которые могут препятствовать движению.

А еще он должен быть устойчив к различного рода погодным явлениям – дождю и снегу, например.

Конструкция очень напоминает лестничный бетонный марш, на котором отсутствуют ступени. Уклон пандуса всегда гораздо меньше уклона лестницы. Существует СНиП, согласно которому плоскость, находящаяся под углом в 9 градусов считается отклонением от нормы.

Чтобы упростить все расчеты по построению пандуса, достаточно взять за основу обычную лестницу. Но сначала стоит определиться с видом пандуса.

Итак, пандус бывает трех видов:

  • Монолитный, без опоры;
  • С опорой на несущие стенки;
  • С полной опорой на грунт или подсыпку.

Все три вида отличаются друг от друга кардинально. Рассмотрим детально устройство пандуса на подушке.

Как определить параметры конструкции пандуса

Пандус может быть одномаршевый или многомаршевый – это зависит от того, на какую высоту в итоге должен подняться инвалид, родитель с коляской или велосипедист.

Но здесь нельзя сделать прямую наклонную поверхность, поскольку максимальная длина этой плоскость должна быть не больше 9метров, а высота – не более 80см. Необходимо рассматривать и возможность площадки перед заездом.

Также нужно учитывать площадки для разворота в каждом изломе пандуса. Дверей, порталов и иных препятствий быть не должно.

Итак, вы определяете форму пандуса и его длину с учетом всех площадок. Например, вам необходимо построить пандус шириной 100 см, длиной 120. В таком случае хватит плиты толщиной 100 мм. Для некоторого сокращения расходов можно в качестве опорных стенок использовать армированную кирпичную кладку в полкирпича или же шлакоблочную конструкцию.

Производим расчет пандуса

Высота к длине при нормативном уклоне в 8% должны иметь соотношение 1:12. То есть, чтобы поднять пандус на метр, нужно выполнить пролет длиной 12 метров, а на высоту 1,2 метра – 15. Но, поскольку длина не удовлетворяет требованиям СНиП, то гораздо проще разбить всю длину на два пролета, каждый по 7,5 метров. Между ними сделать площадку в 2 квадратных метра.

Стоит учитывать, что расположение конструкции будет влиять на ее форму, поскольку она может находиться в непосредственной близости от стены или угла, лестничного марша и иных препятствий.

Итак, общая длина плиты получается 15+2=17метров.

  • Площадь при ширине 1м равно 17 квадратным метрам.
  • Объем бетона равен десятой части площади, то есть 1,7кубометра.
  • Объем стенок равен произведению высоты на длину, то есть, 1,2х15=18 квадратных метров, умноженных на толщину в полкирпича (0,125м)=2,25кубометра.

Теперь простым расчетом мы вычислим количество кирпича. 2,25:0,002=1125штук.

Математическим опять же расчетом, мы выясним объем засыпки в 9 кубометров и количество необходимой нам арматуры. Нужна длина поперечных и продольных прутьев, чтобы посчитать длину арматуры. В нашем случае получилось 243 погонных метра. После того, как все материалы будут закуплены, необходимо приступать к работе.

Последовательность работ при укладке пандуса:

  1. Разметка площадки для будущей конструкции с помощью колышков и шнуров, максимальная выдержка внутренней ширины пандуса.
  2. Устройство фундамента под кирпичные стены. Под толщину в полкирпича необходимое сечение бруса 200х200.
  3. Растяжка шнуров, формирование уклона.
  4. Выкладка стенок пандуса. Если пандус прилегает к стене здания, то есть возможность сэкономить на выкладке.
  5. Выдержка кладки не менее трех недель для усадки всей конструкции.
  6. Засыпка пространства между стенами. Здесь обязательна тщательная трамбовка.
  7. Укладка полиэтилена или геотекстиля в качестве защитной стенки между засыпки и бетона.
  8. Армирование конструкции. Здесь нужно четко соблюдать расстояние от арматуры до стенки – не менее 50мм.
  9. Установка на дюбеля отбортовки. На ней стоит разметить верх плоскости.
  10. Бетонирование пандуса. Удобнее всего, да и правильнее будет начать сверху.

Снятие опалубки и монтаж перил можно производить уже на следующий день после бетонирования. Далее вы можете выложить пандус плиткой, сделать его основой для асфальта или просто декоративным. Главное, что все требования по установке были соблюдены.

Заливка бетона на въезде в гараж – видео

Правила установки и размеры

Данными приспособлениями для инвалидов и прочих маломобильных граждан оборудуются участки, где людям, перемещающимся на коляске, требуется спуск либо подъем на различную высоту. Сюда относятся переходы в подземный тоннель, спуски с тротуара, входы в общественные здания и прочие объекты.

Для комфортного пользования пандусы для инвалидов-колясочников должны удовлетворять большое количество требований. К примеру, иметь определенный уклон и ширину конструкции, а также быть оснащены перилами, выполненными согласно установленным нормативам. Эти и остальные важные аспекты регламентируются общепринятыми строительными нормами и правилами – СНиП.

Минимальная разница высот, при которой необходим монтаж пандуса, — 4 см. При этом ГОСТом установлены и размеры, запрещающие его обустройство. В случае если расчетная длина пологой дорожки больше 36 м, то от сооружения пандуса придется отказаться. В такой ситуации для маломобильных людей нужно возводить не пологую площадку, а подъемник.

Это правило относится также к ситуации, если перепад высот, который планируется преодолевать при помощи пандуса, выше 3 м. При расчете ширины пологой дорожки необходимо учитывать количество людей, которые по ней одновременно смогут перемещаться.

Читайте также:  Делаем металлические перила своими руками

Если планируется передвижение инвалидов-колясочников в обе стороны, то ширина лестничного марша (дистанции между двумя горизонтальными площадками) проектируется не менее 1,8 м. Если же планируется только одностороннее движение, то хватит 1,5 м.

Высота одного марша пандуса для людей с ОВЗ не должна превышать 0, 8 м. Длина его тоже имеет рекомендуемое ограничение – максимально 9 м. В отдельных ситуациях, когда не представляется возможным оборудовать прямую пологую дорожку, руководствуясь правилами, прописанными в ГОСТе, сооружают ее винтовой аналог. Данный пандус требуется конструировать так, чтобы его ширина при полном повороте составляла не менее 2 м.

Вдоль края наклонной дорожки необходимо сделать бортик высотой не меньше 5 см или оснастить ее тонкой металлической трубкой, располагающейся на высоте 10-15 см. Расстояние от потолка до пандуса, то есть так называемая минимальная высота проема, равно 2 м, а максимальная длина сооружения, которое не оборудовано специальной площадкой, не более 10 м.

Существуют такие понятия, как «чистая» и «общая» ширина. Первое означает дистанцию между двумя бортами пандуса. Второе – указывает отрезок между наиболее выступающими участками сооружения. Поэтому при создании проекта спуска всегда необходимо учитывать «общую» ширину.

Необходимость поручней

Без перил пользование дорожками становиться слишком затруднительным, а иногда даже невозможным.

Их правильная установка крайне важна. Если человек с особыми потребностями поднимается без посторонней помощи, ему необходимо держаться за поручни. Есть определенные требования к пандусам для инвалидов. ГОСТ диктует следующие правила к установке перил:

Необходимость поручней
  1. Поручни могут быть парными или одинарными.
  2. Поручни должны быть сплошными, без разрывов, на всю длину.
  3. Профиль для поручней обязательно должен быть круглым.
  4. Лучший диаметр для профиля поручня – четыре сантиметра.
  5. Перила должны быть закреплены внутри конструкции и располагаться полностью параллельно дорожке.
  6. Перила должны выступать дальше продолжительности дорожки примерно на тридцать сантиметров.
  7. Поручни должны иметь несколько перекладин. Это необходимо для того, чтобы ими могли пользоваться разные люди. Для взрослых нужны перила повыше, а для детей поручни следует расположить ниже.

Внимание!

Пандусы без удобных перил могут оказаться абсолютно бесполезными, так как человек просто не сможет подняться по ним. Поэтому работу по их установке следует выполнять качественно.

Значение слова «пандус». Что такое пандус в строительстве

Па́ндус (фр. pente douce — пологий скат), также рампа — прямоугольная или криволинейная в плане пологая наклонная площадка, соединяющая две разновысоких горизонтальных поверхности, обычно для обеспечения перемещения колёсных транспортных средств с одной на другую.

Среди часто встречающихся применений — обеспечение подъезда инвалидных колясок к расположенному над цоколем здания парадному входу и обеспечение перемещения автомобилей между этажами многоэтажного гаража своим ходом. В некоторых случаях может заменять лестницы внутри и снаружи зданий. В современном строительстве пандус устраивается в многоэтажных гаражах, подземных переходах и т. п.

В общественных местах для удобства перевоза детских и инвалидных колясок, лестницы, как правило, дублируют пандусом.

Существуют специальные улавливающие пандусы, которые устанавливаются на крутых поворотах автотрасс.

Они способны остановить грузовик с отказавшими тормозами, или просто потерявший управление автомобиль. Такой пандус выполняется в виде криволинейной плоскости с постепенно увеличивающимся наклоном и рыхлой поверхностью, обеспечивающей увязание колёс. Впервые подобные пандусы построены в США. Автомобильные пандусы доказали свою высокую эффективность.

В театре пандусом называют дежурную деталь декорационного оформления, которая позволяет (наряду с лестницами и подъемно-опускными площадками) изменять уровень планшета сцены.

Для инвалидных колясок производятся пандусы алюминиевые, секционной конструкции — 2-3 секции, снабженные противоскользящими накладками и рифлением. Предназначены для удобства передвижения на креслах-колясках как в помещениях, так и на улице.

  • Чертеж складного пандуса

  • Пандус в разложенном состоянии

  • Пандус в сложенном состоянии

пандус — это… Что такое пандус?

  • ПАНДУС — [фр. pente douce пологий склон] архит. наклонная площадка у входа в здание, заменяющая лестницу, а также служащая для въезда машин. Словарь иностранных слов. Комлев Н.Г., 2006. ПАНДУС франц. pente douce. Отлогая лестница с очень низкими… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Пандус —         (от франц. pente douce пологий склон), прямоугольная или криволинейная в плане наклонная площадка, служащая для въезда к парадному входу, расположенному над цоколем здания, или для подъёма автомобилей в многоярусных гаражах; в отдельных… …   Художественная энциклопедия

  • Значение слова «пандус». Что такое пандус в строительстве
  • пандус — а, м. pente douce пологий спуск. 1. Пант дус. Отлогая лестница с очень низкими ступеньками. Михельсон 1877. Пандус. Грот Мат. // Грот Фил. раз. 13. 2. архит. Наклонная плоскость у входа в здание, заменяющая лестницу, а также служащая для въезда… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • пандус — площадка, поверхность Словарь русских синонимов. пандус сущ., кол во синонимов: 2 площадка (65) …   Словарь синонимов

  • Пандус — – пологий (около 15 градусов) подъем для въезда на верхнюю площадку крыльца. В современном строительстве пандус устраивается в многоэтажных гаражах, подземных переходах и т. п …   Словарь строителя

  • ПАНДУС — (от франц. pente douce пологий склон) 1) наклонная площадка, служащая для въезда к расположенному над цоколем здания парадному входу; для подъема автомобилей в гаражах; в отдельных случаях заменяет лестницы.2) В театре дежурная деталь… …   Большой Энциклопедический словарь

  • ПАНДУС — ПАНДУС, пандуса, муж. (франц. pente douce легкий наклон, спуск) (тех.). Наклонная пологая плоскость, устраиваемая в зданиях вместо лестниц для входа и въезда (напр. в гаражах). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • ПАНДУС — ПАНДУС, а, муж. (спец.). Наклонная площадка, заменяющая лестницу или служащая для подъезда к зданию. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • Пандус — пологая наклонная плоскость между палубами судна для проезда безрельсового транспорта. EdwART. Толковый Военно морской Словарь, 2010 …   Морской словарь

  • пандус — Наклонная плоская коммуникационная конструкция, связывающая поверхности, расположенные на разных уровнях [Терминологический словарь по строительству на 12 языках (ВНИИИС Госстроя СССР)] Тематики дороги, мосты, тоннели, аэродромы EN ramp DE… …   Справочник технического переводчика

  • normative_reference_