7 лучших динамометрических ключей

Всякий двигатель внутреннего сгорания работает при высоких температурах и повышенном давлении. Поэтому детали двигателя изготавливаются из специальных материалов, стойких к суровым условиям работы.

Понятие и основные характеристики

Гаечный ключ — инструмент, предназначенный для соединения и разъединения резьбового крепежного соединения посредством вращения деталей, имеющих резьбу — гаек, болтов, труб и т. д..

Для закручивания (раскручивания) детали применяется внешнее усилие, создаваемое мускульной силой человека и прикладываемое к объекту. Вращающий момент равняется произведению радиус-вектора, проведенного от оси вращения к точке приложения усилия, на вектор силы. Увеличение вращающего момента достигается путем удлинения длины рукоятки инструмента и повышением максимальной прикладываемой силы, которая напрямую зависит от физических возможностей человека.

Для наилучшей передачи вращающего момента необходимо, чтобы рабочий профиль ключа плотно прилегал к поверхности детали, но не повреждал ее во время приложения усилия и не повреждался сам. Твердость рабочего профиля достигается путем изготовления ключей из особого материала (инструментальной стали с добавлением ванадия и хрома). Твердость рабочего профиля инструмента стандартизирована в национальных и международных системах стандартизации.

Одним из основных параметров гаечного ключа является размер зева — расстояния между губками ключа либо ширины отверстия. Размер является стандартизированным, в метрической системе счета он измеряется в миллиметрах. Бытовая фраза «ключ на 10» означает, что расстояние между губками составляет 10 мм. В странах с английской системой мер размер измеряется в дюймах. Размеры и допустимые отклонения между губками также стандартизованы в международных и национальных системах стандартизации.

Лучшие торцевые гидравлические гайковерты

Такой тип гайковертов имеет торцевую рабочую часть, на которую одеваются головки, и упор привода, предотвращающий обратное вращение всего инструмента.

Подобное оборудование хорошо подходит для затяжки или откручивания крупных гаек и болтов на теплообменниках и других промышленных емкостях с достаточной ровной поверхностью для упора.

Scholz 10LDW — супер мощность

Это лучший торцевой гидравлический гайковерт для затяжки фланцев и других крупных соединений, где требуется огромная сила.

Максимальный крутящий момент у него составляет 15090 Нм, что позволяет работать с болтами и гайками М50 и более. Но инструмент настраивается и на деликатную работу, где требуется завинчивание с 1500 Нм.

Корпус гайковерта покрыт черной порошковой краской, защищающей его от царапин и придающего привлекательности внешнему виду.

Плюсы:

  • вращение штуцеров для подачи масла на 360 градусов облегчает установку гайковерта на крупных соединениях;
  • парная конструкция штуцеров делает узел более прочным;
  • упор может устанавливаться как вертикально, так и горизонтально, делая применение инструмента универсальным;
  • в составе корпуса сплав из алюминия и титана, обеспечивающего высокую прочность и легкий вес несмотря на огромные размеры;
  • погрешность в затяжке не более 3%;
  • чтобы предотвратить обратный ход и повысить производительность устройство оснащено стопором;
  • на корпусе есть таблица соотношений давления масла и силы крутящего момента, что позволяет контролировать по манометру степень закручивания и не срывать резьбу;
  • поставляется в большом кейсе удобном для транспортировки;
  • небольшие габариты 236х191х335 мм;
  • легкий подбор оснастки на приводной квадрат 1-1/2 дюйма.

Минусы:

  • для качественной работы требуется создать давление жидкости в 70МПа;
  • необходимо докупать рукава для подвода масла;
  • масса устройства 12 кг требует хорошей физической силы для установки на высоких соединениях.

TorcUP TU-60 — гигант среди аналогов

Когда необходимо закрутить или раскрутить огромные фланцы креплений на башенных кранах или других конструкциях, то используют лучший гидравлический торцевой гайковерт TU-60, обладающий рекордным максимальным крутящим моментом 78625 Нм.

Читайте также:  Аппарат для пескоструйной обработки своими руками

Крупный корпус имеет нержавеющее покрытие, содействующее длительному сроку службы без коррозии. Упор снабжен прорезиненной накладкой, помогающей хорошо упираться в скользкий металл и не съезжать.

Плюсы:

  • корпус инструмента изготовлен из сверхпрочных сплавов применяющихся в авиации, что позволило немного снизить массу и повысить прочность;
  • гайковерт хорошо переносит реакционные силы и выкручивание;
  • редуктор для упора имеет высокие зубья, что предотвращает несанкционированное проворачивание;
  • подвод масла осуществляется через двойной независимый шарнир, его вращение возможно на 360 градусов в обеих плоскостях, и это облегчает установку гайковерта в труднодоступных местах и подключение коммуникаций;
  • простой запуск направления вращения благодаря нажатию на хвостовик;
  • таблица соответствия крутящего момента и необходимого для этого давления выгравирована лазером на корпусе, а не прикреплена на шильдике, поэтому не потеряется;
  • быстросъемные резьбовые соединения штуцеров;
  • точность затяжки -+2%.

Минусы:

  • масса гайковерта 58 кг требует двух человек для установки или применение тельфера;
  • необходим мощный насос и большой объем масла.

Виды динамометрических ключей

Динамометрические ключи относятся к высокоточным измерительным инструментам, и в зависимости от конструкции делятся на следующие виды.

Стрелочный вид

Виджет

Этот ключ еще называют торсионным или пружинным. Он состоит из ручки-корпуса, оснащённой головкой для установки сменных насадок, и механизма (торсионного или пружинного) с измерительной шкалой усилия.

Механизм устроен так, что при закручивании крепежа, торсионная ручка с прикреплённой к ней индикаторной шкалой отклоняется относительно неподвижного указателя (в виде стрелки). В зависимости от прилагаемого усилия, угол между стрелкой и торсионной ручкой меняется. По этому углу, с помощью индикаторной шкалы, определяется усилие, измеряемое в Ньютон-метрах (Nm).

По мимо цены, стрелочный динамометрический ключ обладает преимуществом перед предельным типом в том, что он позволяет визуально контролировать процесс затягивания крепежа. Это предостерегает пользователя от риска чрезмерного затягивания.

Из минусов стрелочного инструмента можно выделить:

  • его относительную громоздкость, что, порой, не позволяет его использовать в узких местах.
  • малый срок службы при высокой эксплуатации, — профессиональным этот инструмент назвать сложно, но для индивидуального использования он будет служить не один и не два года.

Предельный тип

Или щелчковый ключ состоит из регулировочной рукояти с фиксатором момента затяжки, с помощью которой устанавливается верхний предел крепящего усилия.

У каждого ключа предельного типа, по умолчанию устанавливается диапазон затяжных усилий. Например, от 5 до 25 Nm, от 19 до 112 Nmи т.д.

Данный тип инструмента выпускают индивидуального и профессионального назначения. Главным отличием между ними является величина диапазона регулировку усилий: профессиональному динамометрическому ключу присуще более узкая шкала, а любительскому — универсальность.

Особенности крепления

Независимо от разновидности двигателя, ГБЦ крепится к блоку при помощи длинных шпилек. Крепежи затягиваются в определенной последовательности и большим моментом при помощи динамометрического ключа. Использование устройства обязательно, от точности закручивания зависит стабильность работы мотора и безопасность водителя на дороге.

Также при установке детали следует использовать специальную прокладку. Уплотнитель изготавливается из материалов, устойчивых к давлению, повышенной температуре.

Процесс и порядок затяжки болтов ГБЦ на ВАЗ 2109

Ремонт ГБЦ нельзя назвать простой процедурой, для которой необходимы определенные навыки и некоторый опыт. Для ремонта нужны специальные инструменты.

Как правило, во время этих работ меняется прокладка и регулируется момент затяжки ГБЦ: ВАЗ 2109 в нашем случае. Чтобы регулировка была выполнена правильно, нужно неукоснительно следовать инструкции.

При грамотном подходе, вы благополучно проведете регулировку, добившись желаемого результата.

Основная масса сегодняшних авто не нуждаются в подтяжке болтов головки, но на ВАЗ 2109, она требуется хотя бы для прохождения ТО.

Если начала скапливаться влага в тех местах, где соприкасается блок с цилиндрами, то это верный признак того, что требуется неотложная подтяжка болтов. Влага в вышеупомянутых местах это признак утечки смазки. Основные причины затяжки болтов это:

  • повреждение ГБЦ из-за перегрева мотора;Головка блока цилиндров
  • утрата герметичности прокладки головки блока цилиндров;
  • пройден определенный в инструкции километраж.
Читайте также:  5 способов быстро и легко наточить ножи в домашних условиях

Регулировка момента затяжки болтов

Для того чтобы выполнить все правильно и избежать ошибок нужно строго придерживаться определенных правил и соблюдать порядок выполнения.

Подтяжку нужно проводить только специальным динамометрическим ключом, который позволяет осуществлять контроль за моментом подтяжки.

Динамометрический ключ

Сначала, при помощи динамометрического ключа, ставим держатель в нулевое положение. Это означает, что данные устройства, равны моменту исходной позиции. Затем, нужно посмотреть на показатель прибора при старте крепежа.

Вращая держатель, следим за показателями. Если момент не изменился, то это означает, что крепеж может поддаваться растяжению и это нормально, так и должно быть. Если момент быстро возрос, необходимо достичь движения болта.

Этот говорит о малом растяжении держателя. Значит, нужна стабилизация.

Во время работы автомобиля, болты, которыми закреплена головка блока цилиндров, все время испытывают различные воздействия. Постоянно происходит их нагрев и остывание, что со временем приводит к разрушению структуры крепежей.

Для всех силовых агрегатов имеются конкретные правила, которых необходимо придерживаться при работе:

  1. Строго следуйте тем данным, которые указаны в практическом руководстве к ВАЗ 2109.
  2. Регулировка проводится только динамометрическим ключом. Применение иного приспособления не позволит выполнить правильно эту работу.
  3. Используйте, лишь исправные болтов для замены
  4. Начиная работать, обязательно проверьте, в каком состоянии находятся держатели.
  5. Строго придерживайтесь показателей момента затяжки, рекомендованных изготовителем.

Наиважнейшие данные касающиеся регулировки, есть в аннотации к каждому конкретному авто. Вследствие этого, надо внимательно изучить и придерживаться того, что в нем написано.

Во время эксплуатации транспортного средства, нужно строго соблюдать все требования производителя и систематически диагностировать авто.

Процесс и порядок затяжки болтов ГБЦ на ВАЗ 2109

Правильная и отлаженная работа силового агрегата ВАЗ 2109, предотвращает надобность в регулировании держателей головки блоков цилиндров.

Так как, головка блока цилиндров ВАЗ 2109 непростой узел, то необходимо проводить ремонтные работы лишь при абсолютной уверенности в своих действиях. Строго соблюдая порядок выполнения работ. В случае обнаружения отклонения в работе мотора, немедленно проведите его диагностику. Это позволит избежать более дорогостоящих ремонтных работ.

Необходимые инструменты

  • динамометрический ключ;
  • штангенциркуль или линейка.

Схема затяжки

Схема затяжки ГБЦ такая же, как и на традиционных моделях и начинать нужно с центра. Проходит в четыре приёма.

Схема по которой должна проходить протяжка ВАЗ 2109

Процесс и порядок затяжки болтов ГБЦ на ВАЗ 2109
  • затяжка моментом 2,0 кгс/м
  • затяжка моментом 7,5 – 8,5 кгс/м
  • доворачиваем на 90 градусов.
  • повторно доворачиваем на 90 градусов.

Чтобы было понятней опишем подробней этой процесс:

  1. С помощью динамометрического ключа затягиваем болты в указанной на рисунке последовательности до 2,0 кг/см.
  2. Потом проходимся по второму кругу и дотягиваем до 8 кгс*м.
  3. Далее докручиваем на 90 градусов.
  4. Проходим по второму кругу, докручивая еще на 90 градусов.

Правильная подтяжка

Внимание! На 16-ти кл силовых агрегатах болты можно использовать повторно, но если их длина не более 95 миллиметров.

В ином случае он меняется. Длина меряется вместе с шайбой. Не пытайтесь заменить динамометрический ключ иным приспособлением иначе, последствия могут быть непредсказуемыми.

Видео «Протяжка ГБЦ»

Процесс и порядок затяжки болтов ГБЦ на ВАЗ 2109

В этом видео опытный специалист подробно рассказывает как нужно правильно проводить работы с ГБЦ и какие необходимы для этого инструменты. На ВАЗ 2109 они проходят по этой же схеме.

Типы динамометрических ключей

Фактически на рынке существует три типа динамометрических ключей: щелчковые, электронные и стрелочные.

Динамометрические ключи стрелочного типа обычно очень тяжелые, их сложно использовать, и они не слишком точны. Единственное их реальное преимущество заключается в том, что они стоят относительно дешево.

Но поскольку на рынке появились отличные современные щелчковые динамометрические ключи по доступной цене, даже это их преимущество становится все менее и менее важным.

Щелчковый тип

Установите необходимое усилие, зафиксируйте стопорную гайку и начинайте затягивать крепеж до тех пор, пока не услышите щелчок. Он означает, что вы затянули болт с установленным усилием.

У этого типа динамометрических ключей есть ряд преимуществ, главное из которых — простота в использовании.

Читайте также:  Зачем сварщику «хамелеон», или как выбрать маску для сварки

Это означает, как правило, долгий срок службы (меньшее количество ломающихся деталей) и более низкую стоимость. Очень полезно, что ключ издает характерный звук. Благодаря этому вы можете работать с таким инструментом вне прямой видимости — это удобно, когда приходится затягивать гайки в труднодоступных местах автомобиля!

Этот динамометрический ключ, конечно, требует периодической калибровки. В целом, это идеальный инструмент для использования время от времени или в экстренных случаях, который никогда не подведет вас.

Электронный (или цифровой) тип

Эти модели работают по тому же принципу, что и щелчковые, за исключением того, что они имеют встроенный ЖК-дисплей и небольшой встроенный динамик.

При достижении заранее установленного крутящего момента эти динамометрические ключи издают звук, скорее похожий на гудение.

Кроме того, на экран выводится значение крутящего момента в конкретный момент времени, а это означает, что вам не нужно полагаться на то, что вы слышите.

Также это значит, что усилие можно увеличивать постепенно, а потому цифровые модели идеальны для работы с более хрупкими болтами.

Для чего применяется протяжка болтов ГБЦ?

Если все болты блока цилиндров в порядке и не требуют замены, но момент намного ниже установленных производителем значений, необходимо провести протяжку болтов. Для этого вам понадобится следующий инструмент:

Протяжка болтов блока цилиндров проходит в 4 основных этапа:

  1. Для начала, используя динамометрический ключ, нужно затянуть болты в указанном по рисунку, расположенном ниже, порядке до значения усилия 2,0 кг/см.
  2. Далее в том же порядке нужно пройти по второму кругу и дотянуть значение момент до показателя 8 кгс/м.
  3. По окончании работ нужно будет по 3-ему кругу довернуть болты до 90 градусов.

Важно: если у вас в машине установлен 16-ти клапанный силовой агрегат, то любые типы болтов на нем можно использовать повторно. Единственным ограничением являются болты, длина которых не доходит установленного нормой размера 95 мм.

Замена болтов ГБЦ и их затяжка — несложный процесс, который требует только использования специального инструмента и сноровки. Если вы выполняете данный тип работ первый раз, то обязательно следите за точностью момента и выставлением правильно угла затяжки.

-po-dvigatelyu/

Какой из способов затяжки крепежей лучше?

Каждый из способов затягивания резьбовых соединений ГБЦ обладает своими плюсами и минусами. Использование динамометрического ключа позволяет добиться точных результатов без повреждения деталей и болтов, которые могут привести к выходу двигателя из строя. Второй метод — без динамо-ключа — широко используется в народе благодаря своей простоте, доступности и отсутствию необходимости приобретать дорогостоящий ключ. Несмотря на то что профессиональные механики советуют прибегать только к первому способу, производители автомобилей в технических руководствах нередко советуют использовать комбинированный метод. Суть его заключается в том, что при моментах затяжки свыше 8–10 кг*м велика вероятность стопроцентной ошибки даже с использованием смазочных материалов, поэтому крепежи сперва затягивают динамо-ключом до указанных значений, а потом доворачивают по углу. На практике такой способ оказывается самым эффективным, поскольку болт докручивается до характерного щелчка, гарантирующего полное соблюдение момента силы.

Одной из важных частей двигателя является головка блока цилиндров. Правильная затяжка болтов, определение момента и порядок работ обеспечивают бесперебойную работу ГБЦ и силового агрегата автомобиля.